Новости

К 125-летию со дня открытия Александровского караимского духовного училища

Гахан Хаджи Ага Сима Бабович ещё в 1836 году говорил о необходимости  национального учебного заведения для четырёх сотен учеников. К началу 1895 года крымские караимы собрали на обустройство училища 156 680 рублей. В сборе средств участвовали все общины. Наибольшие суммы внесли братья Шапшал из Петербурга (3000 руб.), братья Джигит из Екатеринбурга (4200 руб.), семья Коген из Киева (5000 руб.), из Евпатории Тонгуры (4500 руб.) и Эзра Дуван (2000 руб.), Аги из Севастополя  (2500 руб.).

Проект Положения об училище, разработанный гаханом С. Пампуловым, был сначала утверждён Министерством народного просвещения, а затем 9 мая 1884 года императором Александром III.

В Положении сообщалось: «…обучавшиеся в нём бесплатно и окончившие полный курс обязаны прослужить в одном из караимских обществ три года в качестве помощников учителей и вероучителей и три года в качестве газзанов или вероучителей». Таким образом, в училище сочеталось духовное и светское образование.

В 1888 году училищу по ходатайству гахана С. Пампулова присвоили имя «Александровское» – в память о чудесном спасении  императора Александра III и его семьи при крушении поезда на станции Борки в 1888 году.

Торжественно открыли единственное в России Александровское караимское духовное училище (АКДУ) 125 лет назад 21 февраля (5 марта) 1895 года в Евпатории. На тот момент этот город был духовным и светским центром народа. Около 10 % из 15 тысяч жителей города составляли крымские караимы. Здесь располагались комплекс кенаса, при нём действовало Таврическое и Одесское Караимское Духовное правление.

Сначала училище временно разместилось во дворе Б. Каракоза на Главной улице (ул. Революции, 54). Тогда набрали 32 ученика из Евпатории, Одессы, Бахчисарая, Екатеринослава, Харькова, Николаева, Москвы, Симферополя и других городов России.

24 января 1896 года для постройки нового здания Караимскому Александровскому Духовному училищу отвели 600 кв. сажень в западной части квартала между улицами Александровской (ныне Пионерской), Гимназической (ныне Чернышевского) и Новой (ныне Бартенева).

13 сентября 1912 года «состоялась закладка здания Александровского Караимского духовного училища» – сообщал читателям 12 номер журнала «Караимская жизнь». А газета «Евпаторийские Новости» за 16 сентября 1912 года (№ 348)  опубликовала анонс: «Закладка здания Александровского караимского училища рядом с мужской гимназией против женского караимского училища. Состоится 3-го дня в присутствии попечительского совета и попечителя Б. М. Шишмана».

Пояснительную записку проекта для постройки учреждения составил архитектор Е. Исакович (1880-1930). В записке излагались обоснования площадей окон, рекреационного коридора и зала, двора и площадки для игр, а также условий школьной гигиены.

Проект одноэтажного каменного здания для постройки образовательного заведения был рассмотрен на заседании строительного отделения Таврического губернского правления 8 января 1913 года. Проект «найден составленным в техническом отношении удовлетворительным».

Строительство стоимостью 45 тыс. руб. велось на пожертвования караимов, на проценты от капитала, собранного со дня основания училища и на доход от дома, пожертвованного Мерьям Шишман, в память её матери Тотеш Шакай.

Комплекс состоял из главного учебного корпуса, небольшого дома инспектора и внутреннего двора площадью 520 кв. саженей (2368 кв.м). Позже, вероятно во время расположения здесь мореходного училища, дом инспектора и основное здание объединили в одну постройку. Здание было рассчитано на 140 учащихся и соответствовало существовавшим нормам. Оно состояло из 4 классов по 24 ученика площадью 9,11 кв. саж. (41,50 кв.м); северного углового класса на 18 учеников площадью 10,30 кв. саж. (46,90 кв.м); юго-восточного углового класса на 26 учеников, площадью 12,42 кв. саж. (56,56кв. м), учительской комнаты площадью 11,18 кв. саж. (50,91 кв.м), рекреационного зала, площадью 24,15 кв. саж. (109,97 кв.м), гардероба площадью 23,12 кв. саж. (105,26 кв.м) и рекреационного коридора площадью 16,76 кв. саж. (76,32 кв.м.).

Наряду с удобными классами, архитектор Е. Исакович предусмотрел внутренний двор с артезинским колодцем для возможности уединиться в тишине будущим священнослужителям.

В настоящее время в доме произведена значительная перепланировка.

Здание АКДУ было построено в 1913 году. Освящено 17 октября 1913 года.

Попечительский совет училища был создан, чтобы «заботиться о благоустройстве училища в материальном и нравственном отношении». Совет избирался общиной. В него входили гахан, почётный попечитель, инспектор училища и три почётных крымских караима.

После Гражданской войны училище было реорганизовано и получило название «Евпаторийский высший караимский учительский институт РСФСР», а в 1920 году было расформировано, в его здании разместилась крымскотатарская школа, а после Великой Отечественной войны – мореходная школа. В настоящее время (с 1990-х годов) здесь располагается Международный детский центр «Золотой ключик».

Здание – объект культурного наследия, памятник градостроительства и архитектуры.

Александровское училище за непродолжительный срок своего существования сыграло значительную роль в подготовке караимских священников и интеллигенции.

В училище отбирали лучших по знаниям учеников из мидрашей (караимских школ). Полный курс обучения был рассчитан на семь лет и приравнивался к объёму шестиклассной гимназии. Преподавание велось на русском языке. Кроме русского языка и словесности, преподавали географию, историю, арифметику, геометрию, физику, немецкий язык и чистописание, догматическое и нравственное богословие, этику и древнебиблейский язык. При училище была сформирована библиотека.

           С АКДУ связали свою жизнь и деятельности немало замечательных личностей, как среди организаторов и преподавателей, так и среди выпускников.

С основанием и организацией училища связаны имена светских и духовных лидеров народа, общественных деятелей Хаджи Аги Симы Бабовича (1790-1855), Самуила Пампулова (1831-1911), Серайи Хана Шапшала (1873-1961).

Первым инспектором училища был Илья Казас (1833-1912) – педагог, учёный, поэт и просветитель, имевший огромный опыт преподавания. Он знакомил караимскую молодежь с произведениями лучших европейских и русских писателей, поэтов, философов, учёных. Журнал «Караимская жизнь» дал такую оценку его деятельности: «Создать духовную крепость народа в лице его интеллигенции, воспитать целые поколения на началах общей культуры, обновляя этим весь облик народа, разве это не великая из Величайших заслуг?».

Нельзя не вспомнить хорошим словом плодотворную деятельность почётных попечителей АКДУ – присяжного поверенного, общественного деятеля Юрия Тришкана (1862 – ок. 1925) и гласного городской думы, члена управы Берахи Шишмана (1844-1916).

Александровское духовное училище выпустило ряд учеников, сыгравших значительную роль в жизни крымских караимов. Выпускники АКДУ служили газзанами и учителями во многих караимских общинах. Вспомним некоторых из них.

Арон Катык (1883-1942) был газзаном в Феодосии, педагогом, писателем, драматургом, поэтом. Он автор комедий «Яддес», «Амма да кийув» – «Вот так жених», драмы «Маттанасыз» – «Бесприданница» и др. Умер в блокадном Ленинграде.

Исаак Ормели (1882-1940) служил газзаном кенаса Симферополя. Имя его дочери Тамары носит Музей истории, культуры и религии крымских караимов-тюрок в Симферополе, а внучка Галина – бессменный председатель и почётный председатель караимского национально-культурного общества Симферополя.

Борис Ельяшевич (1881-1971) был газзаном Соборной кенаса Евпатории и помощником С. Шапшала, работал сверхштатным научным сотрудником и хранителем национальной библиотеки «Карайбитиклиги».

Училище было частью культурно-образовательного центра Евпатории. Рядом с ним в разное время были построены, не без участия крымских караимов, здания различных общественных заведений. В квартале, ограниченном улицами Чернышевского, Пионерской и Белинского расположено одноэтажное здание Караимского женского профессионального училища, основанного по инициативе С. Пампулова в 1874 году, и построенного в 1908 на средства «Общества попечения о бедных караимах» (12 тыс. руб.), Земской управы и городской Думы (по 5 тыс .руб.). В 1912 году комплекс дополнили угловой пристройкой (ул. Белинского и Пионерская), возведённой на средства А. Гелеловича (50 тыс. руб.). Архитектор – уже известный нам по зданию АКДУ Е. Исакович. В послевоенный период здесь была база отдыха подводников Черноморского флота, потом общежитие.

По инициативе городского головы С. Дувана на Театральной площади в 1910 году возвели один из лучших театров юга России. 25 тыс. руб. на строительство которого было выделено из завещанной караимским благотворителем М. Сарачом суммы.

Центральная библиотека им. А. С. Пушкина (проезд А. Ахматовой, 23) возведена в 1915 году по проекту архитектора  П. Сеферова на средства С. Дувана и подарена им городу. Успели построить только первую очередь здания (читальный зал и прилегающие несколько помещений). Завершить проектный замысел полностью не удалось – помешала Первая мировая война, революция…

 На средства караимского благотворителя М. Сарача для города в 1911 году была построена Пушкинская аудитория по ул. Чернышевского, 2. Ныне это гарнизонный Дом офицеров.

В 1995 году к столетнему юбилею со дня открытия Александровского караимского духовного училища на здании была установлена памятная мраморная доска.

По материалам М. Кутайсовой, С. Кропотова, Н. Павленковой.

Къырымкъарайлар – 15!

Полтора десятилетия назад вышел первый номер газеты «Къырымкъарайлар» в газете «Къырым». Никто не скажет об этом событии лучше профессионалов, поэтому приведу слова главного редактора «Къырыма», кандидата филологических наук Бекира Мамута и доктора филологических наук Натальи Яблоновской.

«С 12 марта 2005 года по настоящее время регулярно, раз в месяц, выходит караимская газета «Къырымкъарайлар» («Крымские караимы»). Роль этого издания трудно переоценить: оно не только блестяще выполняет функцию достоверного источника информации о прошлом и настоящем караимского народа, но и выступает в уникальной роли организатора внутриобщинной жизни.

За пять лет своего существования караимская газета превратилась в настоящую энциклопедию народной жизни. Каждое слово этой энциклопедии наполнено не только актуальным, но и вневременным смыслом сохранения информации о караимском народе. Понимая это, члены Ассоциации крымских караимов объединили наиболее значимые материалы первых трех лет выхода своего издания в отдельный сборник «Бизым Йол» (Симферополь, 2008. – 255 с.)».

«Выходящая с 12 марта 2005 года, «Къырымкъарайлар» стала первой газетой караев на их исторической родине, в Крыму. Примечательно, что именно сегодня, когда крымские караимы находятся на грани исчезновения…, община нашла возможность регулярно, раз в месяц, выпускать собственный печатный орган».

15 октября 2012 года в Симферополе в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина состоялась презентация юбилейного 100-го номера «Къырымкарайлар».

            Инициатором и вдохновителем издания, автором статей, идей и рецензий был до настоящего времени Юрий Александрович Полканов. Из его сборника неизменно публикуются предваряющие тексты газеты пословицы и поговорки на карайском языке.

Газета крымских караимов-тюрков не состоялась бы без всемерной поддержки редакции газеты «Къырым», особенно её редактора Бекира Мамута, и караимской общественности.

На сегодняшний день количество публикаций составило 1330. Материалы газеты широко используются и цитируются историками, этнографами, культурологами, средствами массовой информации, а также учащимися и студентами при подготовке справочных и научно-публицистических работ. 

К газете составляются библиографические указатели, охватывающие публикации за год и частично аннотированные. Структура указателя 2019 года состоит из перечня статей и 4 вспомогательных указателей: заглавий, именного, географического и предметного. Такое построение позволяет быстро найти необходимые статьи по заданной тематике, автора статьи и героя, которому она посвящена, исторические события или место, в котором они происходили.

За 15 лет «Къырымкъарайлар» опубликовала работы 176 авторов из Крыма, Франции, Польши, России, Украины, Литвы, Эстонии и Австралии. Наиболее продуктивны былиА. Бабаджан (13 статей), И. Баккал (26), Т. Богославская (29), Г. Гладилова-Ормели (26), К. Ефетов (68), Н. Журавская (Кефели, 29), М. Кальфа (13), А. Максимук (51), В. Ормели (23), Д. Полканов (46), Ю. Полканов (28), А. Полканова (85), А. М. Полканова (26), Т. Полканова (28), В. Кропотов (8), Н. Кропотова (26), А. Топорков (14), И. Шайтан (9), С. Ялпачик (8).

Надеемся, что и в дальнейшем газета будет радовать своих читателей интересной информацией.

Регина Ушатая.

Большая трагедия для нашего народа, осознать которую ещё предстоит.

Очень сложно писать о человеке, которого уже нет, о человеке, близком тебе по духу, о человеке, ненавязчиво ставшем одним из твоих учителей, всегда готовым прийти на помощь, подсказать, посоветовать.           Именно таким и был, к сожалению – был, Юрий Александрович Полканов.

Когда он был ещё жив, пусть не совсем здоров, не верилось, что его может не стать. Пусть мы старались не беспокоить Юрия Александровича последнее время, но всё равно где-то теплилась надежда, что можно будет обратиться, получить совет…

В трудовом каримском лагере в Джуфт Кале в усадьбе Фирковича, 2006 г.

С Юрием Александровичем я познакомился очень давно, наверное, лет 50-55 назад. И первая встреча была на втором этаже дома на улице Пушкина в Симферополе, где жил его отец Александр Иванович. Юрий Александрович тогда приехал из какой-то командировки, экспедиции, а может ещё откуда, сейчас уже и не вспомнить, а мы с дядей Сеней (Семёном Михайловичем Шапшалом) сидели у Александра Ивановича и разговаривали. Вернее, разговаривали взрослые, а я, поражённый обилием книг (стеллажи с ними стояли справа от двери), всё пытался достать какую-нибудь книгу с картинками, но мне не везло. Разговоры взрослых были не интересны ребёнку, и, в конце концов, я вышел на лестницу во двор. Тут-то и появился весь запылённый Юрий Александрович с огромным рюкзаком за спиной. Не помню, что он меня спросил, но помню, что смотрел на него с интересом и восхищением. Потом несколько лет мы не виделись, хотя иногда и встречались с Александром Ивановичем. Увиделись мы позже, когда он стал отцом двойни Мити и Ани. Я увлекался фотографией, с фотоаппаратом не расставался, и однажды, когда дядя Сеня позвал меня к Александру Ивановичу, аппарат был как всегда со мной, и я сделал снимки детей.

Открытие выставки «Религия крымских караимов» в Малой кенаса в Джуфт Кале в 2007. В центре Ю. Полканов, справа В. Ормели

Затем мы не раз встречались с Юрием Александровичем у Эмилии Ильиничны – сестры тёти Лили, жены Семёна Михайловича Шапшала, на улице Набережной и, всякий раз, когда мы виделись, он притягивал к себе какой-то непонятной притягательной силой.

Потом какое-то время мы встречались крайне редко и повидались незадолго до смерти моей мамы в середине 1980-х, когда к нам в гости пришли дядя Сеня, тётя Лида (Лидия Александровна Ефетова) и ещё не помню уже кто. Тётя Лида с дядей Сеней пришла тогда с целью поговорить о здоровье моего сына (Юрий занимался спортом и здорово простыл). Вход в нашу квартиру тогда был с улицы, и на пороге встретились и с Юрием Александровичем. Я с Лидией Александровной зашли в дом, а мама, дядя Сеня и Юрий Александрович остались на улице и о чём-то беседовали. Как потом рассказывала мама, вспоминали старых соплеменников и как читал сагъынч (заупокойную молитву) Иосиф Кефели. После этого мама, дядя Сеня и тётя Лида предались воспоминаниям – вспоминали наших знакомых и друзей – крымских караимов, какие были обычаи, какие готовили  блюда…

Спустя некоторое время после этой беседы состоялось ещё несколько спонтанных встреч с такой же тематикой, где присутствовал и Юрий Александрович. Потом мама тяжело заболела, и встречи как-то прекратились.

В конце 1980-х началось активное движение по организации общества крымских караимов, в котором самое непосредственное и активное участие принимал Юрий Александрович. Его можно, и это будет правильным, назвать одним из инициаторов создания нашего общества.

Очень много Юрий Александрович получил от своего отца – преданного патриота, и справедливо будет сказать, одного из защитников крымских караимов. Уже тогда благодаря своим знаниям и активности Юрий Александрович пользовался непререкаемым авторитетом. Я же в то время нашим делам уделял мало времени. Моя деятельность сводилась, в основном, к фотофиксации разных мероприятий, и небольшой помощи при юридическом оформлении нашего общества, кстати, вторым в Крыму юридически оформившем своё существование. Тогда же много интересного узнал из уст Юрия Александровича. Что-то я знал и ранее, но слушать его всегда было очень интересно. Особенно интересно он рассказывал о преданности и честности нашего народа, умении держать слово… Эти рассказы, кроме того что вызывали интерес, были и поучительны для молодого поколения, своего рода пример патриотического воспитания. Помню, как-то в разговоре я случайно рассказал о встрече Фёдора Даниловича Шапшала после войны (историю эту с юмором часто рассказывали у нас дома), и тогда он дал мне книгу известного аса Кожевникова, в которой он упоминал о моём дяде Федоре Шапшале.

ОТкрытие молодёжного лагеря в Джуфт Кале. 2011 год.

То, что я впоследствии стал заниматься нашими проблемами, большая заслуга Полканова. Собственно, именно он втянул меня в эту работу. Сначала ненавязчиво, как это он умел делать, а потом всё более и более нагружая общественной работой.

После смерти мамы и до самого момента начала формирования общества я, как уже говорил, мало уделял внимания общественным делам. Но зато мой сын, в то время прекрасный и пластичный спортсмен, танцевал в народном ансамбле вместе с Юрием Александровичем и другими представителями нашего народа. В этом ансамбле Юрий Александрович был, наверное, самый старший по возрасту, но надо было видеть, как он танцевал, с каким азартом и желанием, а ему в то время было то уже под шестьдесят!

Говоря о Полканове, нельзя не отметить, что собственно он и был инициатором многих наших начинаний и организации общества. Многие скептически относились к мысли о создании национальной организации, но Юрий Александрович совместно с Яковом Ибраимовичем Барашем и Игорем Шайтаном сумели организовать и убедить людей.

Нельзя не вспомнить с каким уважением и почитанием он относился к Сымыт Исааковне Кушуль из Евпатории. К этой хрупкой женщине, малозаметной, но с огромными жизненной силой и авторитетом среди нашего народа Юрий Александрович частенько обращался и советовался по многим вопросам: от обычаев, языка, истории происхождения до современных моментов существования нашего народа.

Высказывания Ю. А. Полканова, так же, как и Кушуль, считались самыми авторитетными, ставившими точку в суждениях и спорах. Почему и откуда этот преданный защитник нашего народа приобрёл авторитет самого известного караимоведа нашей эпохи?! Тут, видимо, надо остановиться и на наследии его отца – Александра Ивановича, в годы войны спасшего караев в Крыму от уничтожения фашистами. Да и сам Юрий Александрович всё время интересовался историей нашего народа.

Полканов говорил, что правда, в конечном счёте, всегда одерживает верх, но нельзя отсидеться в стороне, мол моя хата с краю…

Он не боялся ни дутых авторитетов, ни так называемых учёных, выполнявших определённые заказы. Рассказывал о крымских караимах, собирал записи, архивы, вёл огромную переписку с настоящими учёными о многих вопросах нашей истории, культуры, языка. Смело бросался в бой со всякими выродками, ищущими выгоду и ради неё идущими на компромисс со всеми и вся, теми кто предавал и оскорблял тем самым народ. Некоторые деятели, и среди них даже представители крымских караимов, пытались, и сейчас пытаются оспорить значение работ Юрия Александровича, силясь создать на этом себе авторитет.

Я вспоминаю, как в конце прошлого века Юрий Александрович, уже в преклонном возрасте спускался по вертикальному стволу в колодец возле крепости. Сколько тогда ходило легенд, предположений об этом древнем гидротехническом сооружении!

А как он своим энтузиазмом заражал других! А эти рассказы и споры у костра, прогулки на Бурунчаке! Самое интересное, что Ю. А. рассказывал не сухим академическим языком, а обязательно приводил немного художественных образов, тем самым делая свой рассказ легко запоминающимся.

Вспоминаю историю попыток проложить канатную дорогу из Староселья в крепость Кале с опорой, которую планировали поставить на Бурунчаке. С каким упорством Полканов боролся против этого! Сколько мы написали писем, организовали выступлений! Ю. А., если можно так выразиться, был паровозом, который подталкивал, тащил весь состав наших Крымской и Всеукраинской ассоциаций!

Когда в конце ХХ и первых годах ХХI в.в. пришлось отстаивать наше святилище Балта Тиймэз от вандалов, которые под маркой исследований разрушали захоронения, и, извините, справляли нужду на могилы, он вместе с нами стоял, подавая пример стойкости молодёжи, не боясь ни Верховную Раду АРК, ни руководство Комитета по охране памятников, ни самих «исследователей», угрожавших физической расправой.

Сколько было издано литературы по его инициативе, телевизионных передач! Иной раз просто удивляешся как у него на всё хватало времени! Всегда готовый по первой просьбе прийти на помощь, подсказать, помочь, посоветовать. Потеря Юрия Александровича – это большая трагедия для нашего народа, осознать которую ещё предстоит.

Почётный председатель НКО аАвтономии крымских караимов Республики Крым Владимир Ормели.

Последний день зимы…

29 февраля. Последний день зимы. Налетела грусть… и воспоминания.   

          Впервые в моей семье имя Юрия Александровича Полканова прозвучало, когда я была студенткой. Полканов Юрий Александрович часто общался с моей бабушкой Штойко (Коген) Александрой Давидовной, которая собирала и записывала караимские пословицы и поговорки, обычаи, кулинарные рецепты. Полканов Ю. А., как председатель Научного Совета Ассоциации «Крымкарайлар» помог сохранить и опубликовать фольклорный материал. Был выпущен сборник «Страницы памяти. Слова отцов. Обычаи и суеверия. Блюда карайской кухни.». Этот сборник Юрий Александрович Полканов и Юрий Борисович Коген привезли моей бабушке домой. Состоялась очень тёплая и дружеская встреча.

Юрий Александрович считал, что основное воспитание человека должно осуществляться в семье, народ должен жить по определённым законам честности, добропорядочности, терпимости, трудолюбия и любви, помнить свои корни.

            Личностный пример и дело Юрия Александровича Полканова живёт и будет жить в его детях, внуках и последователях.

             Будем вспоминать с теплотой и благодарностью. И помнить – лишь забвение по-настоящему убивает.

Ольга Ткебучава, Феодосия.